12.01.2023
Что такое аутизм: определение, симптомы, диагностика
Медицинский термин «ранний детский аутизм» был впервые использован в 1943 году австрийско-американским психиатром Лео Каннером. В то время он проводил исследование поведения детей в возрасте от 2 до 8 лет. Он заметил у некоторых своих пациентов набор специфических форм поведения, включая сочетание отличной памяти и интеллектуального потенциала с сопутствующими трудностями адаптации в группе с другими детьми. Год спустя это исследование расширил австрийский врач Ганс Аспергер, выделив синдром Аспергера, характеризующийся, помимо прочего, отсутствием эмпатии, педантичностью и очень хорошей памятью.
Как проявляется аутизм?
Это расстройство не имеет единого течения для всех пациентов. В зависимости от возраста больного, среды, в которой он развивается, а также социальных связей, указывается индивидуальный набор симптомов.
• Симптомы аутизма у младенцев включают: отсутствие лепета, избирательный зрительный контакт, отсутствие улыбки, одинаково сухая реакция на взгляд как незнакомца, так и родителя.
• У детей постарше аутизм проявляется в отсутствии активности и желания играть с другими детьми, отсутствии интереса, трудностях в установлении социальных отношений, проблемах с речью и усвоением новой информации, как во время обучения, так и во время игры. Ребенок проявляет больший интерес к предметам, чем к другим людям, включая самых близких.
Для аутизма характерен бедный язык общения, основанный на простых и коротких формах. Ребенок-аутист испытывает трудности с построением сложных предложений. Он выражает свои потребности одними словами и испытывает трудности с построением диалога, а также с поддержанием беседы. Высокая частота повторения одних и тех же фраз также указывается среди симптомов, свидетельствующих об аутистических расстройствах. Ребенок усваивает самые простые сообщения, а затем использует их для выражения большинства эмоций. Характерной чертой аутизма как у младенцев, так и у детей старшего возраста является отвращение к физическому контакту. Аутист не любит, когда его трогают, обнимают или берут на руки. В момент близости он обычно застывает и не отвечает на жесты. Это относится и к его мимике, которая не выражает особых эмоций и на которые он не отвечает взаимностью.
У ребенка с аутизмом формируются собственные привычки и ритуалы, к которым он привязывается. Если они меняются, он паникует, что демонстрирует своим поведением. Аутист не понимает изменений, происходящих в повседневной жизни, и спонтанности, которая сводится к игре с выбранными предметами, еде из одной тарелки и т. д.
Диагностика расстройства.
Не существует убедительных тестов или обследований, подтверждающих аутизм. Диагноз ставится на основании наблюдения за развитием ребенка и его поведением в повседневной жизни. Первичный осмотр состоит из беседы между ребенком и психиатром, который задает ребенку вопросы о его семейной и школьной жизни. В случае младенцев и детей до двух лет оценивается реакция на контакт с матерью, игру и присутствие незнакомого человека. Иногда диагноз дополняется консультацией невропатолога. Диагностика аутизма затруднена, потому что некоторые симптомы схожи с другими нарушениями развития.
Важно помнить, что не у каждого ребенка замкнутость, желание провести время в одиночестве и проблемы с выражением эмоций свидетельствуют об аутизме. Иногда эти симптомы могут быть результатом проблем с воспитанием детей.